Нa юбилeйнoй мeждунaрoднoй выстaвкe «Угoль Рoссии и мaйнинг» в Нoвoкузнeцкe «МAНИТУ ВOСТOК» (oфициaльнoe прeдстaвитeльствo фрaнцузскoгo брeндa Manitou в Рoссии и стрaнax СНГ) прeдстaвит oдну из сaмыx прoдaвaeмыx нa рoссийскoм рынкe мoдeль вспoмoгaтeльнoй тexники Manitou для гoрнoй oтрaсли – MHT-X 10180 грузoпoдъeмнoстью 18 т. Гoрныe прeдприятия мoгут испoльзoвaть тaкиe телескопические погрузчики круглый год для выполнения самых разных задач.
Помощники в большом деле
MHT-X 10180 относится к разряду тяжеловесов в уникальной линейке телескопических погрузчиков Manitou и имеет такую же фиксированную стрелу, как на строительных и сельскохозяйственных машинах MT и MLT, с максимальной высотой подъема до 14 метров. Как правило, такие погрузчики используются для выполнения специфических работ, когда необходимо перемещать и/или подавать достаточно тяжелый или негабаритный груз. Наиболее широкое применение они находят в горнодобывающей отрасли, где, несмотря на довольно большую грузоподъемность и значительные размеры, являются вспомогательными машинами для обслуживания большой карьерной техники – самосвалов или экскаваторов. При этом погрузчик MHT-X 10180 может использоваться, например, вместе с захватом для шин (или, как его еще называют, колесосъемником) TH 57, который также можно будет увидеть на стенде «МАНИТУ ВОСТОК» на выставке. С его помощью можно захватывать шины 57-го радиуса, установленные на карьерных самосвалах с разной грузоподъемностью.
Их количество, в зависимости от размера предприятия, может быть от десятка до сотни и больше. Эта современная, высокоэффективная техника работает в круглосуточном режиме и выполняет сложные задачи: каждая машина вывозит из разреза или карьера и доставляет до места переработки по 150 – 220 т породы (угля или полезных ископаемых).
Когда счет идет на минуты
Поломка может произойти прямо во время работы, когда самосвал с 220 т породы движется не по асфальтовой дороге. Часть груза при этом осыпается, и это не щебень, а гигантские куски породы. При наезде на них происходит повреждение шины, остановившаяся машина блокирует движение всего парка. И чем быстрее она сможет вернуться в строй и продолжить работу по вывозу породы с места добычи, тем меньше будут финансовые потери. Поэтому крайне важно произвести замену колеса в короткие сроки. Тем более что речь идет об очень дорогостоящей (до 1-1,5 млн долларов) технике, один час простоя которой на некоторых предприятиях может обходиться в сумму до 10 тыс. долларов.
Раньше замена колес осуществлялась с помощью крана. Но представьте: снять колесо размером от 2,5 или более метров, средний вес которого вместе с диском может составлять от 4 до 12 т, – уже непростая задача. Однако еще сложнее вернуть колесо обратно. Диск одевается на РМК, где находятся порядка 80 шпилек. Совершить операцию с помощью крана, не повредив шпильки, и к тому же сделать это безопасно для оператора, который находится в непосредственной близости от тяжелого колеса, – крайне непросто.
Современная техника – залог успеха
По этим причинам передовые предприятия довольно давно отказались от такого способа. Стремясь минимизировать простои высокоэффективных машин, помогающих увеличить скорость выполнения задач, повысить оборот и прибыль, они постепенно переходят и на более современную обслуживающую технику: многотоннажные вилочные погрузчики грузоподъемностью от 15 т и выше, фронтальные погрузчики и телескопические погрузчики. Все они в таких случаях оснащаются специальными колесосъемниками.
Вилочные погрузчики могут перемещать грузы только по вертикали. И если нужно заменить колеса в спарке, вилочный погрузчик вряд ли поможет это сделать, так как не сможет подать свой захват для съема второго колеса.
С такой работой лучше справятся фронтальные погрузчики. Однако стоит учитывать, что кинематика стрелы этих машин имеет свободу передвижения по вертикали и лимитированную свободу по горизонтали.
Однако наиболее эффективно работу по смене колес выполняют телескопические погрузчики, которые являются самыми молодыми в классе вспомогательной техники, предназначенной для таких работ. Стрела этих машин может выдвигаться вперед и подниматься вверх. Кроме того, они будут первыми по безопасности и скорости.
Телескопические погрузчики – универсальные бойцы
С точки зрения стоимости телескопические погрузчики являются оптимальным вариантом, находясь посередине между вилочными и фронтальными. В случае, если вилочный или фронтальный погрузчик используются для замены колес, вместо ковша и вил на них установлены колесосъемники, и смена навесного оборудования является крайне трудоемкой задачей, поэтому, как правило, данная техника имеет только один функционал – замена колес на карьерных самосвалах. Неслучайно предприятия, которые приобретают такую технику, чаще всего оставляют колесосъемник в фиксированном положении и используют машины в основном при плановой смене колес, то есть два раза в год.
Телескопические же погрузчики могут меньше чем за минуту производить смену широкого ассортимента навесного оборудования: как правило, эти машины приобретают с ковшом, люлькой, крюком, колесосъемником и цилиндросъемником. Вилы идут в стандартной комплектации.
При необходимости колесосъемник быстро снимается и меняется на ковш. Осваивается новая часть разреза или карьера, и необходимо протянуть до места работ электричество? В этом случае машина используется как подъемное устройство: ковш заменяется люлькой, используя которую люди тянут кабель по столбам. Если необходимо произвести замену цилиндров на карьерных самосвалах – надевается съемник для цилиндров. При этом все операции на телескопических погрузчиках оператор производит самостоятельно. Ему не требуются помощники или какие-либо другие машины.
Большие перспективы
Благодаря всем этим качествам телескопических погрузчиков горные предприятия все чаще используют их в качестве вспомогательной техники. Manitou Group первой начала предлагать такие машины на российском рынке и на данном этапе остается лидером в данном сегменте: статистика за 2017 год свидетельствует, что доля бренда Manitou в общем объеме импортированной техники составила 86%.
Таких показателей компания добилась прежде всего благодаря наличию самой широкой на рынке линейки тяжеловесных машин, пригодных для эксплуатации на горных предприятиях: MHT-X 790, MHT-X 860, MHT-X 1490, MHT-X 10130, MHT-X 10180, MHT-X 10230. Они способны выполнять целый ряд самых разных задач, тем более что у Manitou есть уникальные захваты собственной разработки и большой ассортимент навесного оборудования. Это колесосъемники, цилиндросъемники, захваты для конвейерных лент, для намотки кабелей на бобины, для РМК (двух типов: фронтальный и параллельный съем), корзина с возможностью подачи крепей для эксплуатации в подземных условиях и др.
Линейка съемного оборудования Manitou для работы на горных предприятиях очень широкая: существует 8 видов только колесосъемников, использующихся для съема самых тяжелых колес – от 33-го до максимального 63-го радиуса. Такие колеса (каждое весит порядка 12 т) установлены на самой большой и тяжеловесной машине в мире – 450-тонном карьерном самосвале, созданном компанией «БелАЗ». На одном из разрезов Кузбасса, где работает этот самосвал, задействован колесосъемник Manitou.
Немаловажными преимуществами компании являются конкурентные цены и широкая дилерская сеть: в непосредственной близости от горных предприятий и мест эксплуатации горной техники находятся сервисные пункты Manitou со складом запчастей и расходных материалов. Специалисты этих пунктов проходят специальное обучение, прекрасно осведомлены о специфике эксплуатации вспомогательной техники в тяжелых условиях (например, во время суровых российских зим) и могут оказать клиентам сервисную поддержку буквально в течение нескольких часов.
В Manitou Group уверены: у телескопических погрузчиков в России большое будущее. Среди всех рынков в мире, куда поставляется вспомогательная техника Manitou для горной отрасли, РФ заняла второе место после Южной Африки. И в ближайшие 5 лет поставки этой техники российским горным предприятиям будут только расти.
«Manitou MHT-X 10180 – незаменимый помощник на горных предприятиях России»