Кaк писaл сoвeтский клaссик: «Aтoм пeрвым рaсщeпил Ивaшкa Xмырeв в XII вeкe, кoгдa кoлoл дрoвa. Хомикус советикус — рoдинa слoнoв». Этo всe oчeнь дaжe вoзмoжнo, oднaкo никтo никoгдa нe зaикaлся o приoритeтe Рoссии в oблaсти aвтoмoбилeстрoeния. Eсли ктo нe знaeт, рoмaн «Двeнaдцaть стульeв» был нaписaн в 1927 гoду, нa зaрe aвтoмoбилизмa. И вoт кaк тaм oписывaeтся состязание Москва — Самара — Москва: «— Я читал в газете, ась? идут два «Паккарда», двуха «Фиата» и один «Студебеккер»…
Ми показалось, или в этом перечислении вышел ни одного отечественного названия? А немного раньше в том же произведении сообщается, как будто «в Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих возьми браунинги таксомоторов Renault». Равно как, неужели Renault, а не «Руссо-Балт»?
Приемные предки
Благодаря кому появился получи и распишись свет знаменитый нижегородский «ГАЗ»? По причине компании Ford. Кстати, и «Москвич» был построен опять же при ее участии. Возьми сборке каких автомобилей поднялся ныне мертвый ЗИЛ? На сборке автомобилей FIAT. Под стать, об этом мало кто такой знает. Зато про Жигули с его «Жигулями» и «Ладами» в курсе однако, даже дети.
Вот этакий невеселый у нашего автопрома бэкграунд. Так-таки время от времени находятся энтузиасты, готовые замутить что же-то отечественное на туземный почве, что в свете вышеперечисленного вызывает некоторое удивленность. Недавно с очередным заявлением нате эту тему выступил в «Коммерсанте» славно известный в автоспортивных кругах Игоша Ермилин, в былые времена участвовавший в проекте сооружения отечественного спорткара «Маруся» в качестве конструктора. Возлюбленный заявил дословно следующее: «Marussia красивая, подходяще смотрится и до сих пор привлекает атас, ее любят, но сие хотя и не прошлый все, но концепция 15-летней давности. Кабы сейчас делать гоночную машину FIA GT, в таком случае мы ее делали бы поуже с другим уровнем понимания, технологий и материалов. Наша сестра работаем над тем, затем чтоб использовать свой опыт для того создания автомобиля на расположение круче Marussia. Мы понимаем, кое-что мы готовы сделать эту новую гоночную машину своими силами…»
Полно перипетии проекта «Маруся» перед чутким руководством шоумена, гитариста и певца ртом Николая Фоменко в подробностях я, конечно, не знаем. Как ни говорите можно твердо и с уверенностью проговорить одно: он кончился пшиком. Вдобавок одинаково печальный исход настиг чисто производство автомобиля GT, так и одноименную команду «Формулы-1».
Курам нате смех
Да и можно ли наименовывать «Марусю» действительно продвинутым отечественным продуктом? Послушаем того а Игоря Ермилина. В основе спорткара лежала стальная фрейм, поскольку с карбоном тогда — согласен и сейчас — было не весть. Двигатель ставился от Renault Vel Satis, гидрокоробка передач — Aisin. Дорожные версии планировалось печатать с моторами от Nissan и Infiniti. В целях того чтобы вывести автомобильчик в серию GT3, желательно было добыть мотор от Lamborghini Huracan и шестиступенчатую секвентальную спортивную коробку передач, о которой наши производственники слыхом маловыгодный слыхивали.
Вряд ли, имея такую производственную базу ради той, старой «Маруси», г-н проектировщик имеет в планах своей головы основать новую, на другой основе. Заведенным порядком, он возьмет более продвинутую девятиступенчатую коробку и двигатель помощнее, но опять но иностранный.
Смеха ради можем восстановить в памяти еще один отечественный «проект с нуля». Я имею в виду скандально известный «Ё-мобиль» олигарха Михаила Прохорова. Изначально было вестимо, что это редкостная вздор, рассчитанная на пиар и безвозвратные дотации через государства. Но смех смеха ради, а факты вещь упрямая. Ни Вотан доморощенный проект доморощенного автомобиля отнюдь не достиг даже фазы доморощенного мелкосерийного производства.
В одно изнанка
Так в чем проблема? Прав г-н Ермилин сиречь неправ? В отношении декларативном — прав беззаветно. Кстати, ту же точку зрения поддерживает и на барскую ногу известный в узких кругах политолог Митяй Дробницкий, о чем недавно писал портал «АвтоВзгляд». А в частностях — столько же абсолютно неправ. Энтузазист, алкающий в одну харю построить высокотехнологичную потомство, или продвинутый жулик, река идеалистический идиот.
Даже ежу обоснованно, только что не президенту Байдену: безо прямой, эффективной и системной (обратим направлять (глаза) на все три фразы) поддержки государства ничего безлюдный (=малолюдный) сдвинется с мертвой точки. И еще настал критический момент, поздно ли руководителям соответствующих министерств и ведомств, точно говаривали в СССР, пора приостанавливать раздумчиво ковырять в носу. Вдругорядь вспомним классика, но в данное время уже досоветского периода:
Лахмотьев Лёля чудесно говорит,
Что радикальные потребны шелковица лекарства,
Желудок дольше безлюдный (=малолюдный) варит.